Констанцский собор 

Констанцский собор

Констанцский собор — XVI вселенский собор, проходивший в городе Констанце в комплексе зданий местного кафедрального собора. Созван папой Иоанном XXIII по настоянию германского императора Сигизмунда. Проходил с 16 ноября 1414 по 22 апреля 1418 года. Главной задачей собора было прекратить церковную схизму.

КОНСТАНЦСКИЙ СОБОР И ОСУЖДЕНИЕ ЯНА ГУСА

Знаменитый собор в Констанце принял несколько важных решений, каждое из которых заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь была закончена политическая карьера Балтасаро Коссы, здесь осудили и казнили Яна Гуса. Но главное — именно здесь был нанесен мощный удар по папскому абсолютизму, который поколения понтификов столь заботливо охраняли и развивали.

Идея о соборе возникла в период Великой схизмы на фоне многолетней борьбы разных пап. О созыве такого форума, в конце концов, договорились папа Иоанн XXIII (Косса) и германский император Сигизмунд. Собор должен был положить конец троепапству. К тому же императора толкало на путь реформы папства брожение, охватившее тогда значительную часть империи, особенно Чехию, где чрезвычайный авторитет приобрел Ян Гус. Сигизмунд понимал, что причина появления «гуситской ереси» лежит, в первую очередь, в ошибках, которые допускает сама церковь. Ненасытные, амбициозные и ссорящиеся между собой прелаты и папы не могли не вызывать возмущения всех слоев населения.

В декабре 1413 г. Иоанн XXIII опубликовал буллу, в которой в качестве места собора был указан немецкий город Констанц. Туда приглашались все прелаты, князья, владетельные особы и доктора христианства. Собор открылся 5 ноября 1414 г. На нем присутствовало 3 патриарха, 33 кардинала, 47 архиепископов, 145 епископов, 124 аббата, множество монахов, священников, князей, послов, ученых. Предполагается, что всего на собор приехало около 50 тысяч человек. Из трех пап присутствовал только Иоанн. На повестке дня было три основных вопроса: защита католической веры (борьба с ересями), восстановление единства церкви (прекращение троепапства) и преобразование церкви.

Под давлением большинства светских правителей собор постановил, что все трое пап должны отречься от престола, для того чтобы был избран новый единый папа. Первым «под горячую руку» попал сам Иоанн XXIII. На соборе был зачитан длинный перечень его преступлений. Косса пытался бежать, но был схвачен и заключен в тюрьму. Освободиться ему удалось, лишь заплатив большой выкуп. Иоанн XXIII отказался от папства и был назначен кардиналом и епископом тускуланским.

Ведущую роль на соборе играли доктора Сорбонны. Было принято постановление, что собор не может быть распущен, отложен либо перенесен в другое место, что собору должен подчиняться и папа. Обоим оставшимся папам — Григорию XII и Бенедикту XIII — было предложено отречься от престола. В новую избирательную коллегию помимо кардиналов должны были войти 30 избирателей из прелатов и ученых, по 6 человек от каждой нации (немецкой, французской, английской, итальянской и испанской).

Григорий XII за власть бороться не стал. Он отрекся и получил звание кардинала Опорто и легатство в Анконе. Бенедикт же с тиарой расставаться не пожелал, бежал в Испанию, укрылся в одной из крепостей Валенсии и до самой смерти управлял паствой из нескольких сотен человек.

Собор обратил свое внимание и на еретиков. Было осуждено учение Уиклифа, а затем пришла очередь Яна Гуса. Гус родился в 1369 г. (по другим данным — в 1371-м) в местечке Гусинец в бедной семье. Большие способности к учению помогли ему сделать карьеру ученого-богослова. В 1402–1403 и 1409–1410 гг. он был ректором Карлова университета. Однако Ян Гус выступал не только с университетской кафедры. С 1402 г. он проповедовал в Вифлеемской часовне в Праге и пользовался большой популярностью у прихожан.

Реформаторские идеи Гуса упали на благодатную почву. С середины XIII в. страна переживала экономический подъем, сравнительно быстро начали отмирать феодальные отношения, сменяясь товарной экономикой. Что, в свою очередь, приводило к обострению отношений между феодалами, с одной стороны, и ремесленниками, мелкими дворянами и крестьянами — с другой. В XIV в. движение последних приняло национальный характер, направленный против немцев, которые были владельцами рудников и копей. Золотая булла 1356 г. возвысила богемского курфюрста, но не принесла статуса главной нации самим чехам. Церковь Чехии также находилась в руках немецкого духовенства, которое поддерживал и Авиньон, и Рим. Борьба за реформу церкви и реформу социальных отношений была тесно переплетена с национально-освободительным движением. Идеологом этой борьбы и стал Ян Гус.

В проповедях, читаемых на чешском языке и собиравших массы народа, Гус обличал пороки общества и, в первую очередь, католического духовенства. Он требовал коренной реформы церкви, осуждал ее богатство, развращенность клира, симонию, выступал против немецкого засилья в Чехии и угнетения бедняков. Проповедник говорил об идеалах раннего христианства, источником действий верующих он называл лишь Священное Писание, а не распоряжения официальной церкви и ее главы. Гус выступал в поддержку чешской культуры и языка, противопоставляя их иноземному влиянию. Он лично разработал систему чешской орфографии.

Популярному в народе богослову симпатизировали и недовольные папством и немцами крупные чешские феодалы, и даже сам король Вацлав IV. Однако развитие реформационных идей Яна Гуса угрожало уже и самим феодальным устоям. Гус говорил, что сохранение власти в руках господствующих классов допустимо только при условии соблюдения ими «закона Божьего». В противном случае подданные имеют право и даже обязаны поднять восстание.

В 1410 г. Ян Гус был отлучен от церкви. Но это не остановило мятежного проповедника. Его очередное выступление было направлено против политики Иоанна XXIII, организовавшего в Праге массовую продажу индульгенций. Гус утверждал, что папа, погрязший в смертном грехе, не может выполнять таинства достойным образом. После этого Ян был вынужден покинуть Прагу, но продолжал при поддержке населения проповедовать в Проле.

Волнения охватили всю Чехию. «Ересью» были заражены горожане, горные рабочие, крестьяне, небогатые помещики и даже низшее духовенство. Отовсюду слышались резкие протесты против действий «пап-антихристов» и «жирных кардиналов». В ответ на это император Сигизмунд I организовал собор в Констанце, намереваясь с его помощью покончить «со смутой умов».

В конце 1414 г. Ян Гус был вызван на собор в Констанце. Он надеялся в открытом споре защитить свое учение. Авторитетный богослов получил даже охранную грамоту Сигизмунда, но, несмотря на нее, сразу по приезде был схвачен и брошен в тюрьму. На допросах Гус категорически отказался отречься от своего учения и признать его еретическим. Его обвинили в том, что он не проявлял достаточного уважения к институту папства, и осудили как еретика. 6 июля 1415 г. Ян Гус был сожжен. По легенде, старушке, подбросившей хворостину в костер, великий реформатор сказал: «Святая простота!». Там же, в Констанце был казнен и соратник Яна Гуса Иероним Пражский. Казнь Гуса вызвала взрыв народного недовольства в Чехии, которое в конечном итоге вылилось в мощное гуситское движение.

11 ноября 1417 года в Констанце был избран новый папа — Мартин V, происходивший из могущественного итальянского рода Колонна. Новый «наместник Бога на земле» был сильно ограничен в правах: лишен доходов с вакантных церковных должностей, ему запретили устанавливать налоги на церковные доходы без согласия кардиналов, отняли право пользоваться имуществом, оставшимся после смерти духовного лица. Собор запретил низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов и без указания курией мотивов. Светские власти и епископы нанесли совместный удар неограниченной папской власти. Констанцский собор издал декрет о регулярных сроках созыва соборов (через 5 лет, следующий через 7, а затем через каждые 10 лет), и Мартин V лично дал клятву исполнить это постановление, хотя впоследствии и нарушил ее.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.