Призвание варягов — согласно русским летописям и кормчим книгам, призвание славянскими племенами ильменских словен и кривичей и финно-угорскими племенами чуди, мери, а также, возможно, веси варягов во главе с Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором на княжение в Ладогу или Новгород и другие города в 862 году.
Традиционно, начиная с русской летописи «Повести временных лет» начала XII века и до настоящего времени, призвание варягов считается отправной точкой русской государственности. В исторической науке призвание варягов является предметом споров. Нет общепринятой точки зрения ни на датировку этого события, ни на конкретные его обстоятельства, ни на сам факт призвания.
ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ НА РУСЬ
«Земля наша обильна, порядка только нет», — эти сакраментальные слова были якобы произнесены новгородскими боярами, пригласившими к себе княжить варяжского князя Рюрика. До сих пор их с иронией вспоминают жители России, полагая, что за прошедшие века в их стране мало что изменилось. Вокруг вопроса о роли норманнов в становлении русского государства было сломано немало копий. Не являются ли русы из средневековых хроник собственно варягами, приняли ли северяне обычаи славян или, наоборот, навязали местному населению свои правовые и государственные нормы. Вполне вероятно, что установление варяжского владычества на Руси носило такой же характер, как в Англии. Культура, цивилизация восточных славян развивалась и сама по себе по восходящей. Норманны составили привилегированный, правящий слой и действительно сыграли большую роль в создании раннефеодального государства, объединив восточнославянские земли, принадлежавшие различным племенам, но к концу IX в. уже мало чем отличались от своих подданных в смысле языка, веры, внешности.
Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами); поляне, северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство — каганат).
Стремление варягов и хазар подчинить восточно-славянские союзы племен во многом объяснялось желанием контролировать важнейшие международные торговые трассы — складывавшийся в IX в. путь из «варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. Антиваряжскую партию возглавлял Вадим Храбрый. В этих условиях из Новгорода «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию.
Прийти на княжение согласились три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй — на Белоозере, третий — в Изборске. До этого Рюрик правил, вероятно, в городе Ладога, находившемся от Новгорода всего в двухстах километрах вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц. Рюрик быстро подавил выступления Вадима, казнив его самого и его соратников.
После смерти Рюрика в 879 г. новгородским князем стал родственник Рюрика Олег. В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи — также «мужей» Рюрика). 882 г. принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве.
Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян, далее подчинил себе радимичей. Под его властью собрались, таким образом, все важнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все главнейшие русские города. Киев освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Но объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, совершивших набег на Византию, Олег ходил походом на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» он в 907 г. подошел к Константинополю, опустошил его окрестности и осадил город. Греки согласились на переговоры, дали Олегу «дань» и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г.
После Олега в Киеве правил Игорь, которого Нестор в «Повести временных лет», скорее всего ошибочно, называет сыном Рюрика. Его таланты были куда более скромными, чем у предшественника, хотя и он совершал дальние военные походы — на Кавказ и в ту же Византию. Длительность правления Игоря Древнего позволяет некоторым историкам утверждать, что в то время правили два Игоря. Так или иначе, в 945 г. правивший на тот момент Игорь был убит восставшими древлянами за то, что слишком часто требовал с них дань. Княжеский престол заняла его жена Ольга.