План Юнга (англ. Young Plan) — второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса.
План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный (по Версальскому договору эвакуация должна была закончиться только в 1935 году) вывод оккупационных войск из Рейнской области.
План был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929—1930 годов, в которой принимали участие Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия и Япония. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Ялмар Шахт настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты, в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн до 2100 млн марок. Последующие 22 года (с 1966 года) Германия должна была бы ежегодно выплачивать суммы, равные союзническим долгам европейских стран США.
На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года, когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса, президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931—1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году. Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.
План Юнга предусматривал сокращение общей суммы платежей Германии до 113,9 млрд золотых марок со сроком погашения 37 лет (с последующим возможным пересмотром) и создание особого Банка международных расчетов (БМР) вместо репарационной комиссии.
ПЛАН ЮНГА
Основная тяжесть репараций в Германии пришлась на первые послевоенные годы, когда промышленность была наполовину разрушена, а победители настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии ушло все золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, сельхозпродукцию, паровозы. Одновременно с этим падала марка. В стране наступила невиданная инфляция, разорившая массу мелкой буржуазии.
Но промышленная буржуазия и корпорации от инфляции только выиграли. Они платили зарплату бумажками, ими же платили налоги государству и возвращали долги банкам. Расплатившись с банками, промышленные корпорации становились от них независимыми. Банки разорились, а собственный капитал промышленных корпораций — оборудование, корпуса фабрик, запасы сырья и продукции — оставался неприкосновенным.
Вливание американских инвестиций в германскую экономику укрепило ее положение. К концу 1920-х годов Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе в мире (после США). Германский финансовый капитал вложил свои средства в 200 с лишним интернациональных монополистических объединений. Путем слияний рождались новые концерны и тресты. В 1926 г. был создан «Стальной трест». Это была целая держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами. В 1925 г. в результате слияния химических компаний появился химический трест «Фарбениндустри».
Однако рост производства сдерживался узостью внутреннего рынка — германское население обнищало в период инфляции, а правительство все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. Следствием же узости внутреннего рынка была незагруженность производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в тот период использовались только на 70 %, а безработных было 4 миллиона человек. Усилившиеся германские монополисты потребовали отменить план Дауэса.
Срок действия плана заканчивался в 1929 г., но он не определял ни окончательной суммы репараций, ни периода их выплаты. Союзники-победители, опасаясь, что Германия отменит план Дауэса в одностороннем порядке, в 1929 г. создали комитет экспертов во главе с американским банкиром О. Юнгом, который разработал новый репарационный план. Американские банкиры приняли живейшее участие в составлении нового плана, поскольку именно они кредитовали промышленность Германии, а репарации в значительной степени подрывали платежеспособность немецких капиталистов.
План рассматривался на Гаагской конференции по репарациям, проходившей с 6 по 31 августа 1929-го и с 3 по 20 января 1930 г. На конференции развернулась борьба между Великобританией и Францией вокруг трех вопросов: распределение так называемой «безусловной», т. е. не подлежащей отсрочке, части репарационных платежей; поставки натурой (Великобритания требовала сокращения их в интересах увеличения своего экспорта, в особенности угля); процентное распределение всей суммы репарационных платежей между кредиторами. В результате закулисных переговоров между главными участниками конференции 31 августа 1929 г. был подписан протокол о принципиальном одобрении плана Юнга. Окончательное утверждение плана Юнга, а также принятие постановления о применении санкций в случае отказа Германии от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции в январе 1930 г.
План устанавливал общую сумму репараций с Германии (в 1921 г. определялось 132 млрд марок, теперь — 113,9 млрд марок). Окончательный срок уплаты был установлен до 1988 г. Размер ежегодных репараций уменьшался на 20 % — до 2 млрд марок. Был отменен репарационный налог на промышленность, ликвидированы все виды иностранного контроля над народным хозяйством и финансами Германии, основан Базельский банк международных расчетов (вместо репарационной комиссии). Предусматривалась определенная система уплаты долгов: Германия торгует с Россией, выплачивает репарации европейским союзникам, а те, в свою очередь, выплачивают долги Соединенным Штатам Америки. Практически все ограничения в развитии промышленности страны были сняты, что в дальнейшем способствовало милитаризации экономики Германии.
Одним из основных решений конференции было также соглашение о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919 г.) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930 г.).
Однако Германия стремилась к тому, чтобы вовсе избавиться от Версальских соглашений. Франция требовала, чтобы причитающиеся ей репарации превышали ее задолженность Америке. Англия, в свою очередь, собиралась аннулировать свои долги. Мировой экономический кризис еще более обострил международные противоречия по этим вопросам.
По просьбе президента Германии Гинденбурга президент США Г. Гувер 20 июня 1931 г. предложил всем державам объявить всеобщий мораторий на долги — приостановить на год выплату репараций и союзнических долгов. Мораторий Гувера действовал до 20 июня 1932 г. С ним согласились все заинтересованные стороны. Но усиление экономического кризиса вынудило политиков вновь обратиться к проблеме репараций. План Юнга не мог остановить финансовую панику. Размах кризиса и угроза экономической катастрофы Германии (чтобы выплатить репарации согласно плану, ей надо было увеличить экспорт до 5 млрд марок, что вызвало резкое сопротивление других государств) — все это делало невозможным выполнение замысла западной дипломатии.
Начались новые консультации и конференции. Наконец на международной репарационной конференции в Лозанне (июнь — июль 1932 г.) было решено вообще ликвидировать репарации. Германия должна была выплатить за 15 лет остаток в размере 3 млрд марок через облигации и на 1 млрд марок осуществить некоторые поставки в натуральном виде, после чего она официально освобождалась от всех выплат. Но и этого не произошло. Еще 15 июля 1931 г. правительство Германии в одностороннем порядке прекратило выплату репараций.