Аббасидский халифат (араб. الدولة العباسية), Багдадский халифат — феодальное теократическое государство, существовавшее с 750 по 945 и с 1194 по 1258 год, с правящей династией — Аббасидов.
В состав Багдадского халифата входили территории современных арабских стран Азии, часть Средней Азии, Египет, Иран, Северная Африка и Индия. До завоевания халифата Буидами в 945 году вёл самостоятельную политику. После взятия в 1055 году Багдада сельджуками аббасидские халифы владели только прилегающей к столице областью.
В государстве Аббасидов в течение двух столетий происходил подъём, однако по мере усиления феодальной раздроблённости халифата и в связи с ростом политического влияния гвардии, составленной из тюркских рабов-гулямов, династия постепенно пришла в упадок.
Халиф аль-Мансур перенёс столицу халифата из Эль-Куфы в Багдад, новый город, который он построил на реке Тигр. В период с 836 по 892 годы столицей халифата был город Самарра.
ОБРАЗОВАНИЕ ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
К середине VIII в. арабские завоевания фактически прекратились. Как в свое время Римская империя, халифат должен был сосредоточить усилия на обороне уже занятых рубежей. В то же время назрела необходимость укрепить государственное устройство. Огромная многонациональная держава требовала новых принципов управления, новой идеологии. Омейяды, пришедшие к власти во время безудержной арабской экспансии, когда даже сами завоеватели лишь недавно стали мусульманами, уже не могли управлять по-новому. Им нашлась замена — Аббасиды.
Последние десятилетия правления Омейядской династии ознаменовались жестоким экономическим и политическим кризисом. Он был связан с несколькими факторами. Халифы не проводили единой политики в отношении покоренных народов. С одной стороны, велась исламизация покоренных стран. Однако вновь обращенные мусульмане должны были, согласно установлениям ислама, уравниваться в правах с другими правоверными, в том числе в отношении налогов. Это происходило далеко не всегда. Иноверцы и неофиты страдали от все увеличивающихся поборов, сверхналоговых повинностей (например обязательных ирригационных работ), произвола наместников, которые, кажется, никак не могли избавиться от менталитета оккупантов в чужой стране. Недовольны были и обратившиеся в ислам, но не получившие достаточных возможностей крупные землевладельцы в новых провинциях. Например, в Хорасане — богатой и многонаселенной области, включавшей северо-восточную часть современного Ирана, Мервский оазис, оазисы юга современного Туркменистана. Провинция чувствовала пренебрежение со стороны Дамаска.
Омейяды открыто продолжали опираться не на мусульман, а на арабов. При этом даже внутри арабского мира не было согласия, североаравийские и южноаравийские племена, составлявшие основу армии, враждовали между собой, а Омейяды своими неуклюжими действиями лишь подливали масла в огонь. Так, в определенный момент они откровенно стали отдавать предпочтение северянам, тут же восстановив против себя пол-армии.
Правящая династия вызывала резкую критику и у религиозных деятелей. Сторонники ортодоксального ислама упрекали ее в том, что халиф превратился в светского владыку, управлявшего страной не по законам Мухаммеда. Вспоминали о том, что Омейяды ведут свой род не от пророка, а от одного из его сподвижников, который не сразу принял ислам, да и вообще долго был противником его создателя. С другой стороны, Омейядов критиковали шииты, хорошо помнившие о том, как был отстранен от власти их кумир — Али. Шииты верили в особую харизматическую, божественную власть имамов, потомков Али, последовательно сменявших друг друга даже в годы правления дамасских халифов. Их активность в последние годы правления Омейядов увеличилась. По сути, в руках шиитов оказался весь Западный Иран.
В 40-х годах усилия противников халифов из разных лагерей объединяются. В качестве лидеров выдвигаются потомки дяди Мухаммеда аль-Аббаса. С одной стороны, они доказывали, что их предок как раз всегда поддерживал пророка — это должно было повлиять на позицию суннитов. С другой стороны, аббасид Мухаммед ибн Али утверждал, что последний имам именно ему завещал руководство мусульманской общиной — это был уже реверанс в сторону шиитов. После смерти Мухаммеда ибн Али движение возглавил его сын Ибрахим, затем второй сын — Абу-ль-Аббас. Центром шиитского движения была Куфа, особенно же благоприятную почву для пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане. Они обещали, что при их власти мусульмане будут освобождены от незаконных налогов, с немусульман налоги будут взиматься по справедливости в соответствии с исламскими законами, а сельские жители будут избавлены от различных сверхналоговых повинностей.
Для руководства антиомейядским восстанием Ибрахим отправил в 747 г. в Хорасан иранца, шиита крайних взглядов Абу Муслима. За короткий срок он сумел привлечь на сторону Аббасидов арабов-южан, немусульман и подавляющую часть исламизированного иранского населения страны. Торговый и ремесленный центр Мерв он превратил в центр восстания, которое приняло всеобщий характер. 9 июня 747 г. в оазисе были зажжены костры, восставшие подняли черные знамена и облачились в черные одеяния. Позднее черный цвет стал официальным цветом Аббасидов. Халиф Марван II, узнав о начале волнений, арестовал и казнил Ибрахима, но его место занял Абу-ль-Аббас. В 748 г. Абу Муслим перешел в решительное наступление. Он двинул на запад войско во главе с военачальником Кахтабой, а другой отряд направил на восток. «Мусаввиды» (одетые в черное) Кахтабы в 749 г. вторглись в Ирак и заняли Куфу. В следующем году Абу Муслим лично подавил направленные против него выступления в Бухаре. Омейядское войско было ослаблено борьбой и с внутренними, и с внешними врагами. В начале 750 г. аббасидская армия под командованием дяди Абу-ль-Аббаса Абдаллаха нанесла решающее поражение армии Марвана на берегу северного притока Тигра, реки Большой Заб. Вскоре Аббасиды вступили в Дамаск. Халиф бежал в Египет, где в конце концов был схвачен и убит. Началось поголовное истребление представителей рода Омейядов. Одному из них — Абдар-Рахману удалось бежать в Испанию, где его сторонники захватили власть и создали в 756 г. независимый Кордовский халифат. Остальная территория Омейядского халифата досталась Аббасидам.
Еще в 749 г. в Куфе новым халифом был провозглашен Абу-ль-Аббас. Вскоре после своего прихода к власти халиф начал борьбу против прежних своих сторонников — шиитов. Их более радикальная идеология, да и стремление посадить на трон потомков Али мешали Аббасидам. Один за другим устранялись шиитские лидеры. Уже при следующем аббасидском халифе аль-Мансуре был вероломно убит сохранявший лояльность династии наместник и духовный лидер Хорасана Абу Муслим.
Аббасиды отошли от принципов арабизации, продекларировав принцип равенства всех мусульман. Таким образом, арабы лишились своего исключительного положения в халифате. На этой основе создавалась новая единая исламская держава, с централизованной властью, разветвленным бюрократическим аппаратом, продуманной идеологией. Столица была перенесена ближе к показавшим свою важность и силу провинциям — на восток, где был в кратчайшие сроки возведен город Багдад. Западные африканские области, за исключением узкой прибрежной полосы в Тунисе (Ифрикии), постепенно отпали от Багдадского халифата. Впрочем, при первых Аббасидах — аль-Мансуре, аль-Махди, аль-Хади и Гаруне аль-Рашиде (786–809) халифат был очень сильным государством.