Миникар — это безмоторный гоночный автомобиль. Если его спустить с горы, то он разгонится до 50 км/ч. Но что произойдёт, если такой автомобиль поставить на лыжи? Какой скорости он достигнет?
Мировой рекорд скорости для безмоторных саней в настоящее время 134 км/ч. Его поставил в 2014 году Гай Мартин — британский телеведущий, мотоциклист и автомеханик, известный своей любовью к скорости. Но у трёх норвежских инженеров Нима Шагиняна, Андерса Аанестада и Йорна Мэдслейна есть цель побить этот рекорд. Сани, которые они построили, проходят испытания в аэродинамической трубе центра высокотехнологичных разработок Toyota Motorsport в Кёльне, Германия.
Конструкторы назвали сани Snowspeed. Они чёрные, гладкие, обтекаемой формы, украшены серебристыми полосками, что напоминает о гоночных автомобилях Формулы 1, которые обычно испытываются в центре — только это не автомобиль с двигателем и четырьмя колёсами, это сани на лыжах, работающие без мотора, под действием силы тяжести. Две лыжи поддерживают низкорасположенный капот, а третья — тонкую хвостовую часть саней. Конструкция рассчитана на движение со скоростью 250 км/ч Потребовалось четыре года, чтобы построить первые три модели. Полноразмерную модель, чтобы определить место пилота. Вторую модель, в четверть размера от реального, создали из глины, чтобы воссоздать формы аппарата, разработанные с использованием 3D-рисования. И третья модель, вдвое меньше реального размера, — специально для испытаний в аэродинамической трубе.
Исследования проводятся путём создания сильного сопротивления воздуха и измерения аэродинамических характеристик саней.
Когда проверяются аэродинамические свойства автомобиля, то его ставят на подвижную ленту, его колёса вращаются, а сам автомобиль не движется. Но для саней такой способ не подходит. Поэтому в лаборатории основание санных лыж покрыли слоем тефлона, чтобы симулировать определённое минимальное трение, которое существует, когда сани едут по снегу.
Сани крепятся к стойке, которая спускается с потолка. Стойка содержит сотни датчиков давления, фиксирующих данные, а также механические устройства, благодаря которым модель движется во время тестирования.
Вы не можете видеть ветер, пролетающий мимо саней со скоростью 40 м/с, но датчики фиксируют важную информацию о том, как Snowspeed реагирует на сопротивление воздуха, и как воздух движется вокруг него.
Позже испытатели впускают в аэродинамическую трубу дым, который позволяет увидеть, как воздух обтекает модель. Затем они впрыскивают специальную краску, которая создаёт полосы и узоры, отображающие турбулентность и движения потока воздуха. Весь процесс записывают для последующего анализа. Анализ данных занимает некоторое время, но что-то открывается во время эксперимента. Так, передняя часть саней, широкая и плоская, поднятая над снегом, обеспечивает сильное прижимающее усилие на лыжи, которые установлены по обе стороны от системы подвеса. И это хорошо. Но задняя часть саней неустойчива — её надо растянуть и сплющить для улучшения боковой устойчивости. Без этого сани, движущиеся на высокой скорости, было бы практически невозможно контролировать.