Крестьянская война в Германии

Крестьянская война в Германии

Крестьянская война в Германии (нем. der Deutsche Bauernkrieg — «крестьянская война») — народное восстание в Центральной Европе, прежде всего, на территории Священной Римской империи в 1524—1525 годах.

Как и предшествовавшие ей Движение башмака и Гуситские войны, она состояла из массовых волнений экономического и религиозного характера, движущую силу которых составляли крестьянегорожане и дворяне. Общей программы у этих выступлений не было, однако различные группы восставших провозглашали собственные программы наподобие «Двенадцати статей», в которых милленаристские религиозные чаяния (Второго пришествия Христа и конца прошлой истории ожидали с 1492 года, — 7 000 лет от «сотворения мира») сочетались с уравнительными утопически-коммунистическими требованиями.

Крестьянская война в Германии была крупнейшим народным восстанием в Европе до Великой французской революции. Конфликт, происходивший в основном в южных, западных и центральных областях современной Германии, также затронул соседние ЭльзасАвстрию и Швейцарию, достиг пика весной — летом 1525 года, когда в событиях участвовало около 300 000 крестьян-повстанцев. С учётом результатов последующих репрессий число погибших крестьян превысило 100 000.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

Реформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния. Так, немецкие крестьяне страдали не только от церкви, но и от феодального гнета, усиления поборов. И поэтому наступление нового божественного порядка они связывали с устранением этих своих проблем.

В 1524 г. Великая крестьянская война охватила всю Юго-Западную и Среднюю Германию. Борьба с феодальными порядками в Германии велась еще с прошлого века. Большой размах приобрели восстания, получившие в истории названия «Башмак» и «Бедный Конрад». Когда же после выступления Мартина Лютера в движение пришло все германское общество, когда сами князья собирались на съезды, где выражали свое недовольство существующими порядками, крестьянское движение, воспользовавшись этим катализатором, полностью вышло из-под контроля и охватило всю страну. Лидеры бунтовщиков по примеру Лютера открывали Библию и находили там необходимые цитаты, оправдывавшие их стремление к лучшей жизни.

Волнения начались в Южном Шварцвальде. В июне 1524 г. они приняли характер открытого восстания. Плохие надежды на урожай, близость Швейцарии, где крестьяне пользовались свободой, которой они добились борьбой с князьями и рыцарями, суровость австрийского правления — все это способствовало тому, что восстание вспыхнуло именно в этих местах. В августе 1524 г. некий Ганс Мюллер явился на освящение церкви с трехцветным знаменем (черное, красное и белое). Вокруг него собралась толпа крестьян и начала обсуждать свои далеко идущие планы. В 1525 г. дело приняло уже революционный оборот. По призыву мятежных крестьян Аугсбургского епископства поднялось крестьянство, жившее в районе Боденского озера, а затем вновь восстало крестьянское население в Шварцвальдских долинах. Во главе их был тот же Ганс Мюллер. Восстание распространилось по Зальцбургской области, Франконии, Пфальцу, Эльзасу.

Крестьяне требовали отмены уплаты ущербов, наносимых скотом полям, а также новых возложенных на крестьянство тягот, свободной охоты, восстановления старых общинных вольностей. Они не желали быть собственностью владельцев. Однако движение пошло гораздо дальше этих требований. Восставшие громили монастыри и замки, в некоторых случаях к ним присоединялись почтенные бюргеры. Организующим фактором стали проповеди анабаптистов и их идейного вождя Томаса Мюнцера, человека куда более образованного, чем тот же Мюллер. Изначально считая себя сторонником Лютера, проповедник из города Цвикау по-своему осмыслил его учение. В оживлении оппозиционного католической церкви движения он видел предвестие наступления нового порядка, установления Царства Божьего на Земле как строя социальной справедливости. В результате он открыто порвал с умеренными лютеранами и, собственно, самим отцом Реформации (он называл его Братцем Боровом) и стал призывать к революционной борьбе и крестьян, и городское плебейство. Он разъезжал по Средней и Юго-Западной Германии, читая свои радикальные проповеди и распространяя памфлеты. В его кругу было составлено «Статейное письмо», призывавшее к борьбе за полное освобождение «бедных и простых людей» от гнета всех господ и властей.

В феврале — марте 1525 г. последовала вспышка выступлений в Верхней Швабии. В начале марта на крестьянском съезде в Меммингене три главных отряда этой области объединились на основе общего требования «божественного права». В кругах умеренных руководителей этого объединения была написана программа «Двенадцать статей», в которой подчеркивались мирные намерения крестьян. Предлагалось установить свободу евангелической проповеди, смягчить феодальный гнет, упразднить крепостное право, восстановить свободное пользование общинными угодьями. Против крестьян выступил Швабский союз князей. Они вступили в переговоры с повстанцами и постепенно дипломатическим путем (в сочетании с нанесением военных ударов) погасили огонь восстания в Швабии.

В конце марта 1525 г. началось восстание во Франконии. Здесь также не обошлось без террора против представителей дворянства, но в апреле верх в движении взяли умеренные. Руководить отрядами был призван рыцарь фон Берлихинген. Была выработана «Гейнборнская программа», предусматривавшая ряд преобразований в буржуазном духе: общеимперское законодательство, единство монеты, мер и веса, отмену внутренних таможенных пошлин. Феодалам предлагалось возместить убытки от потери ряда привилегий из доходов от конфискации церковного имущества. Содержание этой программы еще раз показывает, насколько разными были интересы взбунтовавшихся немцев. В начале июня отряды крестьян Франконии были разгромлены войсками Швабского союза.

С особой силой народное выступление продолжало разворачиваться в Северной Франконии и Тюринго-Саксонском районе, где восстанием руководил непосредственно Мюнцер. Центром стал город Мюльхаузен, где 17 марта 1525 г. произошел переворот и было создано революционное правительство. В Тюрингии восставшие занимали города, замки, монастыри, господские имения, раздавали имущество феодалов крестьянам и горожанам. Восставшие объявляли свои действия началом установления общего равенства людей во всей стране и за ее пределами. Однако 15 мая небольшой и плохо вооруженный отряд Мюнцера потерпел поражение под Франкенхаузеном в бою с княжеским войском во главе с ландграфом Гессенским. Мюнцера пытали и казнили. 25 мая Мюльхаузен сдался без боя.

Всего в середине апреля — мая 1525 г. в крестьянском движении участвовало около 100 тысяч человек. Волнения охватили, кроме выше указанных областей, также Вюртемберг, Баден, Эльзас. Дольше всего (до середины 1526 г.) повстанцы продержались в Тироле. Целые области были опустошены, нередко повстанцы вызывали возмущение своих же «братьев» крестьян.

Восстание не достигло своей цели. Для того чтобы справиться с мятежниками, объединили свои силы и те феодалы, которые симпатизировали лютеранству, и ярые католики. Они были едины в отстаивании своих сословных интересов. Сам Лютер выступил против того, чтобы «Евангелие отстаивалось насилием или пролитием крови». И в итоге крестьянские восстания в Германии были жестоко подавлены.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.