Конклав

Конклав

Конклав (лат. conclave — запертая комната, от лат. cum clave — с ключом, под ключом) — собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной трубы над Сикстинской капеллой (иначе дым чёрный). Дым образуется от сжигания дров с добавлением специального красящего вещества, придающего оттенок дыму. Этот порядок был утвержден на Втором Лионском соборе (1274).

Папой может быть выбран любой мужчина-католик, даже мирянин без сана. Фактически с 1378 года папами избираются только кардиналы. В настоящее время помещение для конклава занимает значительную часть Ватиканского дворца, изолированную от прочих и разделенную на комнаты. Единственная дверь запирается снаружи и изнутри не раньше чем на 15-й день и не позже чем на 18-й день после смерти (ухода в отставку) папы. После того как дверь заперта, она открывается только в случае прибытия задержавшегося кардинала, в случае ухода кардинала по болезни или его возвращения, а также для возвещения результата выборов. Слово конклав впервые использовал папа Григорий X на II Лионском соборе 1274 года, в выпущенной им апостольской конституции Ubi periculum («Где опасность») после 2 лет и 9 месяцев обсуждения в Витербо перед его избранием. Когда рассерженные жители сорвали крышу, оставив зал открытым, кардиналам пришлось разбить палатки, следы от центральных столбов которых сохранились до сегодняшнего дня.

Иоанн Павел II внёс некоторые изменения в правила проведения конклавов.

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫБОРНОСТИ ПАПЫ КАРДИНАЛАМИ

В XI в. католическую церковь охватывает широкое реформаторское движение. Являясь, по существу, крупным феодалом, церковь вступала в борьбу с другими, светскими, владыками — императором, итальянской знатью, французскими и германскими аристократами. Папа рассчитывал на централизацию власти внутри церковной организации, чему мешало влияние светских феодалов и императора, до сих пор назначавшего понтификов. Впрочем, долгое время интересы папы и императора вроде бы совпадали.

Острие реформы поначалу было направлено против развращения священников, которые покупали свои должности у феодалов. Это явление называется симонией[1], и именно симонистские священники, естественно, быстрее всех забывали о любых нормах морали, оставаясь, по сути, такими же светскими людьми, как были до этого. Симония вызывала возмущение у широких слоев населения. В Милане произошло настоящее восстание, направленное против купивших свои места духовников. Это движение поддержал и папа, видевший в симонии доказательство собственного безвластия в церкви. В противовес реалиям симонистской церкви выдвигались традиционные идеалы строгой аскезы: целибата, благочестия, скромности и пр. Такое направление привлекало на сторону папы и многочисленное европейское монашество, которое находилось под влиянием идей, рожденных еще в прошлом веке в монастыре Клюни в Бургундии. Монахи также боролись со своими непосредственными конкурентами за власть над землями и крестьянами — крупными феодалами. Поддержал реформаторские устремления папы и император, также традиционно воевавший с магнатами. Парадокс заключался в том, что в то время как понтифик говорил о том, что светский владыка не имеет права вмешиваться в церковные дела и назначать епископов, сам он назначался императором.

При папе Стефане X (1057–1058) видную роль играли начальник папской канцелярии кардинал Гумберт и субдиакон Гильдебранд (будущий папа Григорий VII) — оба ярые противники симонии и сторонники приоритета церкви над светской жизнью. В марте 1058 г. Стефан умер. Итальянская знать, а именно графы Тосканелли в отсутствие Гильдебранда провели в папы Бенедикта X, потребовав от него в категорической форме истребить патарскую ересь — имея в виду упомянутое народное движение в Милане. Гильдебранд повел настоящую войну против Бенедикта. В этом деле на его стороне оказался император. Ими был выдвинут другой претендент — флорентийский епископ Гербхард. В Сиене церемонию его посвящения проводил лично Гильдебранд. Он возложил на голову понтифика тиару, подчеркнув таким коронационным обрядом значение папского престола. С тех пор подобное действие вошло в практику. Гербхард принял имя Николай II.

В 1059 г. Николай вступил в Рим, сторонники Бенедикта X были изгнаны. Очень скоро стало ясно, что Гильдебранда и его ставленника интересует не только избавление от симонии и власти аристократов, но и независимость кафедры св. Петра от германского императора. Они хотели зафиксировать официально ее полное превосходство над любыми монархами. В том же 1059 г. был созван Латеранский собор, который постановил, что папы отныне будут избираться только коллегией кардиналов, а не феодалами. Свое исключительное положение высших духовных лиц Римско-католической церкви, выше всех епископов и архиепископов, кардиналы приобрели постепенно. С V по XI в. так назывались духовные лица, занимавшие постоянные места при определенных приходских церквях (не в селах), которые были прочно связаны со своими местами, «как дверь соединена с крюком, на котором висит» (слово «кардинал» и происходит от слова «кардо», что значит «дверной крюк»). В то время как в других местах эта должность не имела большого значения, в Риме она приобретала все больший вес. Кардиналы-священники и кардиналы-диаконы организовывали выборы папы, входили в его совет, помогали понтифику во время богослужения. Эти наиболее приближенные к папе лица и стали его главными и единственными, по сути, выборщиками. Светские лица на выборы не допускались. Император должен был лишь утверждать решение кардиналов. Это был решительный шаг в борьбе с императорской властью за инвеституру[2] священников, которая была определяющей в отношениях папы и германских монархов еще очень долгое время.

В 1274 г., после того как выборы очередного папы затянулись почти на три года, Григорий X ввел в практику избрания конклав (от лат.  cum clave — «под ключом»). Кардиналов запирали в отдельном помещении и не выпускали оттуда, пока они не выберут нового папу. Если процедура затягивалась, то выборщиков сажали на хлеб и воду, чтобы ускорить процесс. Однако и после такого жесткого решения 29 последующих конклавов продолжались не менее месяца. Последний раз конклав затянулся в 1831 г., когда только после 54 дней его работы удалось избрать папу — Григория XVI.

На том же Латеранском соборе Николай II осудил симонию и браки духовенства. В ряде городов Северной Италии бурно ликовали по поводу избрания Николая и его решений. Зато император быстро понял всю опасность статута Латеранского собора 1059 г. для своего влияния на церковь. В 1061 г. по его распоряжению в Базеле преимущественно немецким, подчиненным ему духовенством был созван синод, который признал недействительными все декреты Николая II. Папа же и его сторонники неумолимо продолжали отстаивать свою линию. Понимая неизбежность столкновения с императором, Николай II пошел на союз с бывшими врагами — норманнами, формально утвердив их власть в областях Южной Италии на правах держателей лена и получив взамен вооруженную защиту. После смерти Николай II Гильдебранд без участия императора Генриха IV быстро провел в папы Александра II, против которого выступил поддержанный Генрихом антипапа Гонорий II. Параллельные выборы пап стали причиной кровавых уличных боев в Риме. Александра поддержали норманны. В конце его понтификата власть уже была полностью в руках Гильдебранда. Вскоре сам он стал Папой Римским.


[1] Симония  — покупка-продажа церковных должностей или духовного сана.

[2] Инвеститура  — юридический акт передачи земельного надела, должности или сана, закрепляющий вассальную зависимость. Особым видом инвеституры была церковная инвеститура, состоящая в назначении на церковную должность и введении в сан. Сопровождалась вручением посоха и кольца (символов духовной власти) и передачей земельного владения и скипетра (символов светской власти).

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *