95 тезисов

95 тезисов

95 тезисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ, написанный Мартином Лютером с изложением критики богословия католицизма, в котором утверждал, что господствующая религиозная доктрина губит веру.

От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма. Основной мотив и идея написания 95 тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.

До XX века считалось фактом, что тезисы были вывешены Лютером 31 октября 1517 года на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония), однако это было оспорено Эрвином Изерло.

95 ТЕЗИСОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА

В начале XVI в. папская курия, несмотря на все удары, которые она испытала за последние сто лет, продолжала политику усиления своей сугубо светской власти в Италии. Безудержное обогащение по-прежнему являлось главной целью церковных иерархов. Все так же процветали симония и непотизм. А в это время Возрождение уже приносило свои плоды. Католическая церковь, в том ее виде, в котором она существовала на протяжении всех Средних веков, теряла свои позиции. Она раздражала всех: Мартин Лютер королей, которые, создавая национальные государства, не желали делиться властью с папой; бюргеров, которые также были недовольны церковными поборами; крестьян, плативших десятину. Не прошли даром выступления Уиклифа, Савонаролы, Гуса. Франция, Англия и Испания уже передали в руки королей назначение епископов и доходы от церквей. Папа же пытался «отыграться» в пока еще подвластной ему в церковном отношении Германии. Это вызывало протест со стороны императора, который не смог смириться с тем, что поступающие из его страны доходы значительной частью идут на покрытие расходов на войну в Северной Италии. Войну, которая велась против его же войска! Императора поддерживали и курфюрсты, давно с вожделением взиравшие на обширные земельные владения своих духовных коллег.

Немудрено, что именно в Германии началась Реформация, ставшая переломным моментом в истории христианства. И папа сам ускорил ее наступление. Лев X широко прибегал к продаже индульгенций. Его представителем в Германии был майнцский архиепископ Альбрехт Бранденбургский. Свое Майнцское и Магдебургское архиепископства он, по обычаю того времени, приобрел в Риме за немалую сумму, которую взял в долг у банкиров Фуггеров. Папа предоставил Альбрехту право распространять в империи индульгенции. При этом половина вырученных денег оставалась у архиепископа. Тот же передоверил эти обязанности доминиканскому монаху Иоганну Тецелю. Тецель разъезжал на осле по Германии с индульгенционным коробом. Бумаги с отпущением грехов продавались оптом и в розницу. Главный центр продаж был устроен Тецелем неподалеку от города Виттенберг. Все это вызывало возмущение в народе и в церковных кругах. Выразителем этого возмущения стал талантливый богослов Мартин Лютер.

Отец Реформации родился в Эрфурте в 1483 г. В 1501 г. он поступил в Эрфуртский университет, а через пять лет ушел в августинский монастырь. Это был очень набожный человек, строгих правил и широких взглядов. В монастыре он досконально изучил богословские науки. Лютер поражал наставников и коллег ясностью ума, цепкой памятью, железной логикой. Он с исключительным уважением относился к Священному Писанию, пытаясь именно в нем с помощью различного рода толкований найти подлинную христианскую истину. В 1508 г. он стал преподавателем университета в Виттенберге, незадолго до этого основанного курфюрстом Саксонским. В этом университете, как и в других подобных заведениях, в то время были популярны обсуждения соответствия действительности принципам Священного Писания. Благодаря своему таланту Мартин Лютер быстро занял достойное место среди дискутирующих на этот счет богословов. Естественно, подобный анализ объективно приводил к выводам об утере раннехристианских идеалов, извращенности нравов, потере внутренней религиозности, упадке церкви.

31 октября 1517 г. доктор богословия Мартин Лютер прикрепил к дверям Виттенбергского собора бумагу, на которой изложил свои знаменитые 95 тезисов. В них он выступал, в первую очередь, против продажи индульгенций, осуждал взгляды папской курии на отпущение грехов и покаяние. Покаяние, по Лютеру, должно было произойти в душе и сердце человека. Церковь же не имела права продавать вместо него свои бумаги. Это объективно приводило к критике постулата о примате папы, к отрицанию его необыкновенных полномочий как наместника Бога. Реформатор оспаривал права курии на распределение так называемых Сокровищ церкви, говоря, что истинным Сокровищем церкви является Евангелие. Написанные на латыни тезисы сами по себе еще не вели к немедленному разрыву с Римом. Спокойно отнесся к ним и Лев X. Однако немцы приняли тезисы на ура, они были напечатаны в том же году вместе с проповедью Лютера об отпущении грехов и разошлись большим тиражом.

Но через год папа начал всерьез волноваться. В Германию был отправлен его комиссар, который вступил в формальные переговоры с Лютером, мягко предлагая прекратить проповедовать. На этот раз Лютер уступил требованиям папы, и в полемике наступил перерыв. Новый же взрыв активности произошел из-за очередного публичного диспута, который устроил в июне 1519 г. доктор Иоганн Эк в Лейпциге. Во время диспута Эк поднял вопрос о «пределах папской власти». Этим он задел Лютера, который сказал, что даже соборы и папы могут ошибаться, когда идут против принципов Священного Писания.

Конфликт было уже не остановить. В Риме в 1520 г. издали буллу, в которой осуждали положения Лютера и предлагали ему отречься от своих убеждений. В Германии же население повсеместно выступало в защиту реформатора. Количество студентов в Виттенберге резко увеличилось. За один 1520 г. Мартин Лютер издал несколько брошюр, в которых открыто нападал на папство, призывал к тому, чтобы каждая община выбирала сама себе священников (согласно раннехристианской традиции), говорил, что каждый христианин имеет право на священство. 10 декабря 1520 г. Лютер и его сторонники сожгли на костре папскую буллу, сочинения Эка и книги канонического права.

В 1521 г. Мартин Лютер был приглашен в Вормс на имперский сейм. Зная о судьбе Яна Гуса, он все же решился ехать. На сейме Лютер гневно отказался отречься от своих принципов, вызвав этим одобрение у горожан и у злорадно наблюдавших за церковной ссорой немецких князей. Хотя Вормсский эдикт поставил Лютера и его учение вне закона, проповедник остался невредим. По дороге из Вормса люди курфюрста Саксонского совершили притворное нападение на его повозку и доставили Лютера в надежное укрытие. Там он, в частности, работал над переводом Библии на немецкий язык. Долгое время никто не знал, что сталось с реформатором, но начатая им Реформация приняла уже необратимый характер.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *